На юге Киева, в восточной части Голосеевского леса, между Корчеватым, Багриновой горой и Мышеловкой, расположена одна из известных исторических местностей – Китаево. На его территории до наших времен сохранились руины древнего поселения ІX-X веков, с его укреплениями, а также пещерные кельи времен Киевской Руси. Согласно легендам, во второй половине XII столетия, это живописное место было облюбовано князем Андреем Боголюбским, сначала здесь в укромном уголке, среди могучих лесов и озер, был его загородный дворец-крепость, в простонародье именуемый «китай», а на горе, под его руководством воздвигли монастырь.
Древние пещерные лабиринты, подземные кельи и храмы, созданные в Китаево много веков назад монахами-отшельниками, послужили основой для создания в XIV веке пещерного монастыря «Китаевская пустошь», состоявшего в подчинении Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, а позже, в XVII столетии здесь была основана обитель отшельников — Лаврский скит.
В 1716 году киевский генерал-губернатор князь Д. Голицин профинансировал строительство в Китаево деревянной церкви им. Святого Сергия Радонежского и трапезной, состоящей при ней. В 1763-1767 гг. Вместо обветшавшей деревянной церкви, известным архитектором Степаном Ковниром, в стиле украинского барокко, был построен великолепный храм — одно из лучших творений великого мастера, позднее была возведена колокольня, высотой в сорок семь метров. Храм освятили 28 мая 1767 г. во имя Пресвятой Троицы. Это был центральный храм Китаевской пустоши. Иконы были написаны заведомо, в Лаврской иконописной школе. Северный вход украшен барельефом в виде двух ангелов, держащих корону.
В середине ХIХ столетия строится братский корпус, а также изгородь из камня, автором проекты был архитектор П. Спарро, затем достраиваются три корпуса с кельями, баня и дом для старейших священнослужителей, в результате этих усовершенствований форма двора стала напоминать шестиугольник, окруженный зданиями со всех сторон.
С приходом советской власти, Китаевская пустошь была ликвидирована, в 1930 году на его территории и в зданиях монастыря разместился Всесоюзный экспериментальный институт плодово-ягодного хозяйства. В 1932 году разобрали колокольню, позже, во время войны, пострадали остальные постройки, после войны здесь обосновался учебно-производственный комбинат пчеловодства и научно экспериментальный институт по защите растений. Троицкую церковь вместе с кельями и трапезной реставрировали в начале 90-х годов и передали Украинской Православной Церкви. С 1994 года монастырская жизнь потихоньку возрождается, архимандрит Пафнутий стал первым начальником восстановленного скита, в 1996 году святая обитель стала самостоятельным монастырем.
Китаево, так же известно деяниями старцев проживающих на его территории, здесь жил и творил чудеса преподобный монах Досифей. С 17 лет молодой крестьянин Досифей, которому отказали в постриге в Киево-Печерской Лавре, ведет уединенный и крайне аскетичный образ жизни в пещере, вырытой собственными руками в одном из холмов Китаево. За время своего уединения, даже в холодное время года, Досифей ни разу не разжег костра, ходил в старых лохмотьях, без обуви, питался хлебом и водой, а в строгий пост — кореньями и мхом. Слава о мудром старце разлетелась по всей округе, к нему приходили за советом, он исцелял и видел будущее. Гостю, получившему от монаха просфору – судилось исцеление, ладан, означал смерть. Однажды все паломники, пришедшие к старцу, получили ладан, согласно его пророчеству — люди начнут умирать словно мухи, Досифей призвал молиться и не падать духом, в скорости в Украине началась моровая язва, выжили те, кто получил от старца ладан и благословение. За добрым советом к старцу лично приходила сама императрица Елизавета Петровна, для того чтоб она поднялась в его скромную обитель в горе были сделаны ступени из дерева ведущие к пещере. Старец вышел к ней навстречу, а после искренней задушевной беседы, после всех советов данных императрице, та прониклась к старцу настолько, что посодействовала скорейшему прилучению старца к церкви.
25 сентября 1776 года преставился святой старец Досифей, стоя в молитвенной позе у лампадки, при нем была записка с указанием предать тело погребению как есть, не касаясь и без специальных приготовлений, однако китаевские монахи ослушались, и приступив к омовению тела выяснилось что мудрейший старец Досифей был женщиной, невзирая на это тело преподобной было погребено в Киевской пустыни, а надпись, на иконе с ликом святого старца, находящейся в Свято-Троицком монастыре, гласит «Святой», а рядом приписка «Девица».