Старинную киевскую улицу, Ярославов Вал, невозможно оставить без внимания, каждый сохранившийся дом, усадьба, особняк пропитан особым старинным духом, примечателен своей необычной историей, проходя по этой улице, словно возвращаешься на сотню лет назад.
Есть дома прославившие своих жителей, и есть дома, прославившиеся своими жителями.
В 1903 году, по адресу Ярославов Вал, 15-б для семьи киевских врачей Сикорских и их пятерых детей был построен дом. Два гения под одной крышей – отец и младший сын. Отец, Иван Алексеевич Сикорский, выдающийся русский ученый-психолог, один из основоположников детской психологии и психопатологии. Именно И.А. Сикорский впервые в мировой научной практике в 1880 году применяет экспериментальный метод наблюдения над умственной работой школьников, и тем самым, является основателем экспериментальной педагогики. Его научные труды в области психиатрии, неврологии, психологии известны во всем мире.
Сын, Игорь Иванович Сикорский, гениальный изобретатель и конструктор, с детства любил проводить время в огромной отцовской библиотеке, страсть к воздухоплаванию Игорь впитал с рисунками Леонардо Да Винчи и романами Жюля Верна, в двенадцатилетнем возрасте он сделал свой первый вертолет. Именно во дворе родового особняка на улице Ярославов Вал, Игорь, опережая время, приводил свои фантастические мечты в реальность.
С четырнадцати лет Игорь учится в Санкт-Петербургском Морском кадетском корпусе, где увлекается опытами с электричеством, с семнадцати лет изучает математику и инженерное дело во Франции. Во Франции, к его попыткам создать летательный аппарат и покорить воздушное пространство, отнеслись с непониманием.
В 1907 году Игорь поступил в Киевский Политехнический институт, в то время там была организована школа конструкторов, так Игорь Сикорский попал в свою стихию и вступил в Общество воздухоплавания.
В период с 1908 по 1911 Сикорский построил два простейших вертолета, которые представил в Киеве на воздухоплавательной выставке, ни один из вертолетов не смог подняться в воздух с пилотом, так Игорь на время отложил работу по разработке вертолетов и занялся самолетами.
В 1910 году он сконструировал и испытал аэросани, которые развивали с помощью пропеллера высокую скорость. В этом же году в воздух поднялся его первый самолет S-2.
Сикорский получил в 1911 году диплом летчика. В 1912-1914 году Сикорский построил самолеты Гранд и Илья Муромец и установил мировой рекорд скорости, 111 км\ч с двумя пассажирами на борту, так было положено начало многомоторной авиации. В 23 года Сикорский стал главным инженером «Русско-Балтийского автозавода», этот завод выпускал самолеты для армии. В конце 1913 года самолет S-22 начинает перевозить пассажиров, а с началом Мировой войны превращается в бомбардировщик.
После прихода к власти большевиков, Игорь Сикорский был вынужден эмигрировать в США, в начале он занимается преподавательской деятельность, а позже создает свою авиационную компанию “Sikorsky Aero Engineering Corporation”. Фирма в первое время имела большие финансовые трудности, справиться с которыми Сикорскому помог композитор Сергей Рахманинов, он принимал личное участие в предприятии Сикорского и выделил 5000 долларов на ее развитие.
Модель самолета S-34 – стала прообразом созданного в будущем самолета-амфибии. Успешной моделью стал самолет S-38, рассчитанный на девять пассажиров, его закупили десять авиакомпаний.
В 1931 году Сикорский вновь начал конструировать вертолеты, запатентованный им проект используется во всех современных вертолетах. Фирма Сикорского в настоящее время является главным производителем и разработчиком вертолетов в мире.
В Вашингтонском музее хранится шляпа Сикорского и первый вертолет, который он испытывал во дворе своего киевского дома, а в то же время в Киеве разрушается семейная усадьба знаменитого конструктора.