Печерские Липки – историческая местность в самом сердце Киева, считается одним из престижнейших районов города, знаменита старинными особняками, выполненными в разнообразных стилях, прогуливаясь по улицам, вы ощутите особый привкус истории, сдобренный интересными фактами, тайнами и легендами.
Сто лет назад Николай Ковалевский, чиновник по особым поручениям, надворный советник, состоявший на службе при киевском генерал-губернаторе, занялся строительством необычного дома на Липках. Для начала, у семьи известного мецената, сахаропромышленника Л.Бродского был куплен маленький участок земли, на перекрестке улиц Шелковичной и П.Орлика, его размеры составляли 46х35 метров, обошелся он Ковалевскому в 70000 рублей. Автором проекта стал знаменитый киевский архитектор Павел Алешин, таким образом, в 1911 году началось строительство особняка Н.Ковалевского, шедшее на протяжении двух лет. Алешин был мастером от Бога, к каждому проекту относился как к любимому ребенку, прорабатывал каждую, даже самую крохотную деталь, гармония должна была присутствовать во всей архитектурной композиции.
Задача перед архитектором предстала непростая, на небольшой площади участка, который к тому же размещался на углу улиц, пересекающихся друг с другом под углом в 78 градусов, разместить не только дом, но и все хозяйственные сооружения, включая гараж, каретную, конюшню, коровник, а также оставить место для небольшого сада с фонтаном. Особняк по плану имеет Г-образную форму, один фасад здания выходит на ул. Шелковичную, второй на ул. П. Орлика, острый угол, на стыке фасадов, умело скрыт граненой башней со шлемовидным куполом, даже водосточные трубы были проведены внутри стены, чтобы визуально не разделять своей тенью фасады. В целях экономии площади участка, был сооружен подземный склад для хранения угля и дров, а также построен погреб-ледник. Особняк получился похожим на средневековый замок, с разными уличными фасадами, объединенными в единое целое с помощью декоративных элементов в романском стиле использованных в оформлении фасадов. В планировке дома грамотно и рационально использован каждый метр, продуман каждый этаж, каждый угол, каждая комната. Первый этаж с парадными помещениями – холл, библиотека, бильярдная комната, будуар, а также удивительная комната, сделанная под заказ, полностью повторяющая купе в поезде, с механизмом, раскачивающим купе, позволяющим почувствовать себя в настоящем движущемся поезде, эта особая комната была создана, как напоминание о том месте, где Ковалевский познакомился со своей женой. Основным местом на первом этаже является зеркальный зал, очень светлый и праздничный — за счет больших окон и четырех огромных зеркал, придающих комнате больший объем. Впечатления парадности создают тончайших лепные узоры на потолке, орнамент на стенах и карнизах, инкрустированный пол.
На второй этаж ведет мраморная лестница, там располагаются жилые комнаты, детская, спальни, классная комната, столовая с лоджией, второй этаж оформлен сдержаннее, чем комнаты первого этажа, но с неизменным высоким вкусом. Цокольный этаж был предназначен для проживания персонала, также в нем располагалась котельная и система кондиционирования. Купол башни был предназначен для репетиций оркестра, откуда по внутренним лестницам, не проходящим через хозяйские апартаменты, музыканты могли спускаться на хоры в зеркальный зал.
Архитектор П. Алешин использовал в своем проекте самые современные материалы, такие как железобетон и искусственный камень, дом был оснащен водяным и дополнительным регулируемым воздушным отоплением, а также лифтом. Особняк Ковалевского считался одним из лучших Киевских частных домов, семья чиновника прожила в нем до 1918 года.
В советское время дом занимали различные организации, внесшие некоторые изменения в интерьер особняка, фасад и парадные комнаты не перестраивались. В 1972-1974 гг. была проведена серьезная реставрация особняка, главная цель которой – возвращение первозданного вида парадным помещениям. В настоящий момент особняк Ковалевского находится на балансе Администрации Президента Украины, невзирая на проведенные в нем реставрационные работы, находится в статусе «постоянного» ремонта.